Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак: «Мы не придумываем, а просто пазлик собираем»

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак — писатели, сценаристы.

ZhvanetskiyPasternak2

Мы познакомились с Андреем на книжном фестивале в Москве на Красной Площади. Евгения на презентацию не приехала, однако её присутствие чувствовал каждый. В словах Андрея синхронно звучали голоса обоих авторов, будто они – одно целое. В дальнейшем это подтвердилось, когда я беседовала с писателями. Один говорил начало предложения, а другой – его заканчивал. Удивительная гармония! Удивило ещё то, что вокруг каждой книги есть интересная история и мистика. Да, мистика. Евгения и Андрей оказались самыми настоящими волшебниками, потому что большинство событий, которые они придумали в своих книгах, сбывается в будущем.

«Мы не придумываем, а просто пазлик собираем»

И: Почему вы решили заниматься именно подростковой и детской литературой? Как появилась идея вашей первой книги?

Е: Идея возникла извне. Пришла Алла Михайловна Гладкова, директор издательства «Время», и сказала: «А почему бы вам не написать про Деда Мороза?»

А: Дальше была такая чисто исследовательская задача. На простой вопрос: «Откуда взялся Дед Мороз?», ответа нет. Вот мы и попытались сконструировать этот мир.

Е: Вообще, оказалось очень интересно, потому что местами было полное ощущение, что ничего мы не придумываем, а просто пазлик собираем из каких-то документов. Были, допустим, какие-то кусочки, которые мы сначала придумывали, а потом находили этому документальное подтверждение.

И: То есть, реально был человек, который вдруг попал под волшебный поток и стал Дедом Морозом, как написано в вашей книжке?

Е: (смеётся) Нет, не до такой степени. Например, по нашей книжке Дед Мороз останавливает на один день войну – это мы сначала придумали, а потом нашли документы.

А: Мы просто поняли, что такое чудо должно быть.

Е: Кроме этого, Косой переулок в Санкт-Петербурге (из нашей книжки), действительно, существует. Сейчас он называется переулок Оружейника Фёдорова, но в то время, когда по нему гулял наш Дед Мороз, он назывался «Косой переулок». Там самый большой и длинный дом был полностью украшен рельефами Деда Мороза и снегурочки. Мы об этом не знали. К тому же, книга была написана в 2007-ом году, а мы предсказывали, что в 2012-ом году Косой переулок будет перекопан. Питерские дети в 2012-ом году нам это подтвердили.

И: «Время всегда хорошее» — очень интересная книга и идея. Расскажите, как она появилась? Есть ли какие-то прообразы?

А: В чистом виде прообраз там один — это мальчик Витя, который я, на самом деле. Я был пионером, отличником, активистом и, вообще, правильно понимал политику партии. Книга возникла при помощи Жениной дочки и из-за отсутствия йогуртов в холодильнике.

Е: Она просто влезла в холодильник и начала возмущаться, что нечего есть. Дальше мы влезли в холодильник и спросили: «А чего нет?». — «Нет йогуртов, нет сырочков». Потом я сказала ключевую фразу о том, что мы прожили всё детство без йогуртов и без сырочков и выжили. Для неё это было откровением. Ну и всё, дальше понеслось. У меня сохранилось одно платье школьное, коричневое. Как раз когда Сашка до него доросла, я ей дала померить. Она встала в нём колом, рук не поднять, не опустить, с выпученными глазами со словами: «Как вы это носили? Это невозможно, оно колется, сними с меня это немедленно». Ужас! Ощущение вот этой гадости в книге я и передала. Я пишу от лица той девочки, которая надела это платье, и не может в нём ходить, потому что дети привыкли к трикотажу, совершенно другим тканям и всё у них вообще по-другому.

И: А как вы считаете, всё-таки современная жизнь с гаджетами, высокими технологиями и прочим разнообразием — это в плюс или в минус человеку. «Время всегда хорошее» — с этой идеей я согласна абсолютно. В то же время, не отнимают ли технологии нашего времени что-то важное у души?

А: Сейчас вещизма, как не парадоксально, меньше, вещи перестали быть чем-то таким удивительным.

Е: Всё хорошо в меру. У обеих моих дочерей никаких крутых телефонов отродясь не было, потому они им не нужны. При этом проблем с социализацией не было никогда.

И: «Смерть мёртвым душам» — такое интригующее и устрашающим название. Скажите, откуда взялась идея этой книги?

А: Мы встречались с шестиклассниками и спрашивали : «О чём нам написать?». Они вдруг сказали: «А напишите нам страшилку». Мы, честно, попытались написать страшилку, но у нас не получилось. Вместо этого мы написали вот эту книгу. Она такая мистическая, но больше приключенческая, чем страшная. У нас часто так бывает, что хотим написать одно, а потом пишем совсем другое.

«Всё, что мы пишем, сбывается»

И: Учитывая, что книжка про библиотеку, была ли там заложена идея сохранения библиотек, именно как книжного хранилища «на бумаге»?

Е: Идея была пророческая, поскольку всё, что мы пишем, сбывается.

А: Мы заложили, скорее, эмоцию, любовь, потому что мы очень любим библиотекарей и библиотеки, и эту любовь пытаемся через книжку рассказать. Большинство новых технологий, которыми мы снабдили нашу библиотеку, действительно, реализованы.

И: Следующая интересная книжка, о которой хотелось бы поговорить — это «Москвест» — история Москвы. Как возникла идея этой книжки?

Е: К нам пришло одно большое издательство с красивым макетом книги и предложило вписать в макет текст. Места под текст было совсем мало. Всего двенадцать разворотов, на каждый разворот — тысяча знаков. Нам, как физикам, идея показалась очень интересной чисто технически. Дальше начались усложнения – понадобился сквозной герой, желательно, два — мальчик и девочка. Да, и плюс ко всему, сказали, что нужна и связанная история, то есть сквозной герой, с которым случаются приключения на фоне истории Москвы. Причём должна быть завязка, нарастание событий, кульминация и развязка. Это ещё не всё. Макет начинается с древнего Кремля и заканчивается каким-то транспортом.

А: Мы попросили поменять макет или хотя бы последнюю картинку, и выяснили, что это невозможно. Когда работа была сделана, нам сказали фразу, которой мы до сих пор гордимся: «Ваш текст забивает наш макет».

И: Да, любопытно. «52-ое февраля». В книге показана вынужденная пауза в рутинной жизни, когда родители с детьми остаются наедине и получают возможность поговорить о важном. Как у вас это происходит в жизни с вашими детьми?

Е: Любого подростка нужно запереть в комнате, чтобы с ним поговорить, — это нормально.

А: Если бы мы могли спокойно обсуждать все темы, то книжку бы не написали. Она была написана для Сашки, старшей дочери Жени.

И: Каково было мнение Сашки?

А: Мы написали довольно большой кусок и дали ей почитать, она сказала: «Да, всё прекрасно. Происходить что-нибудь будет?»

И: «Движухи» не было?

Е: Там вообще ничего не было, кроме разговора. Собственно, после этого мы придумали сюжет.

И: Вы по образованию физики. Как вы подходите к написанию книг: как к техничному составлению деталей по плану или всё же нужен порыв и вдохновение?

Е: У нас, конечно, есть план и система, но, для того, чтобы начать что-то писать, всё равно нужно то самое вдохновение. Если идея не зажигает хотя бы одного из нас, то ничего не получится. Самый лучший показатель — это когда мы придумали тему и начинаем про неё говорить и не можем никак остановиться.

А: Может также быть, что идея загорается, но мы в этот момент чем-то другим заняты, и её откладываем. Тогда она затухает. Потом через три месяца возвращаемся, и уже не интересно.

«Когда снаружи уже ничего не изменить – всё случилось, можно всегда поменяться внутренне»

И : У вас вкусы всегда совпадают? Если не нравится Жене, то Андрею тоже не VremyaVsegdaHorosheeнравится? Бывает такое, что спорите?

А: Не всегда совпадают, но мы не спорим. Потому что если кому-то из нас не нравится, значит без обсуждения, не пишем.

И: Есть группа в ВКонтакте, где вы выкладываете свои рукописи, чтобы дети посмотрели, оценили и подсказали. Часто ли бывает такое, что дают ценные советы или поворачивают сюжет?

А: Они дают ценные советы по каким-то частностям, когда мы, например, что-то написали непонятно. Если нам человек говорит: «А что здесь происходит?», значит, мы что-то неправильно объяснили. Сюжет никогда не поворачивали.

И: Как вы преподносите «добро» и «зло»?

А: У нас про это есть книжка, называется «Гимназия №13».

Там есть белые боги и чёрные боги. Мы показываем, что чёрные — это не обязательно зло, а белое — не всегда добро. Добро и зло, конечно, есть, но оно не так поляризовано, как нас учат. Добро и зло, во-первых, намешано очень сильно в каждом. Мне очень нравится одно выражение: «Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди» (А.В. Вампилов).

И: Как вы относитесь к ошибкам подростков. Существуют ли непоправимые ошибки, и как с этим быть?

Е: Один из посылов нашей последней книги (она ещё не вышла) в том, что абсолютно любой человек может совершать ошибки. Бывает, что непоправимые.

А: У каждого человека в жизни случается такой момент, когда он что-то совершил, а исправить невозможно. Значит, надо просто пережить.

Е: У этого переживания есть положительный момент — это опыт. Когда снаружи уже ничего не изменить, всё случилось, можно всегда поменяться внутренне. Ты можешь на весь мир обидеться и сказать, что это они все козлы, а я хороший, просто мир плохой, а можно сделать какие-то выводы на будущее.

В книге речь идёт о подростках, которые занимаются бальными танцами

И: Почему танцы? Вы сами танцуете

Е: Танец — это квинтэссенция отношений между мужчиной и женщиной.

Я танцую с мужем. Мы вообще не конфликтные. В жизни не ругались никогда так, как ругаемся на паркете. С одной стороны, — это прекрасная разрядка, а с другой, — вдруг выясняется, что совершенно по-новому устанавливаются роли. На паркете мужчина — всегда мужчина, и если он не ведёт, то всё. Женщина должна чётко слушаться.

А: Потом понимаешь, что в жизни то же самое. Партнёрша должна подстраиваться даже под плохо танцующего партнёра. Получается, что люди, которые в обыденной жизни уже притёрлись, и у них установились стабильные отношения, выходят на паркет и вдруг – ба-бах!! .

И: напоследок, дорогие Андрей и Женя, скажите пару тёплых слов подросткам и всем, всем, всем? Может быть, что-то вдохновляющее?

Ж: Живите полной жизнью и делайте то, что вам нравится!

А: Будьте счастливы!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *